Новости

10-й юбилейный бизнес-форум «Деловой России» «Движение на опережение»

    

На форуме «Деловой России» обсудили человеческий капитал


26 мая в рамках 10-го юбилейного бизнес-форума «Деловой России» «Движение на опережение» прошла секция «Территория профессионалов». Модератором дискуссии на тему командной работы и кадрового потенциала в бизнесе выступил сопредседатель «Деловой России» Сергей Недорослев.


«Успех любого бизнеса зависит не только от лидера, но и от того, какая команда стоит за ним. Без крепкой команды взаимодополняющих профессионалов предприниматель рискует остаться «героем-одиночкой». Проблема сегодняшних компаний – в острой нехватке специалистов с компетенциями, соответствующими новым технологическим вызовам и задачам. Предприниматели решают эту проблему разными способами: через обучение специалистов на рабочем месте, стажировки для студентов и выпускников профильных вузов или привлечение кадров из-за рубежа. Дискуссия в рамках нашей секции «Территория профессионалов» секции посвящена систематизации наработанного опыта и формированию кадрового заказа бизнеса», - отметил Сергей Недорослев в своем приветственном слове.


Участники секции обсудили кадровый потенциал российской промышленности и пути его формирования, достижения российской команды в мировом чемпионате рабочих профессий, новые ориентиры в формировании профессий будущего, участие бизнеса в образовательных программах государственного и частного сектора, поделимся лучшими практиками в формировании кадров для новых производств российской экономики.

Генеральный директор союза «Ворлдскиллс Россия» Роберт Уразов рассказал о том, что такое конкурс рабочих профессий Worldskills. «Если компании будут поворачиваться лицом к конкурсу, это позволит улучшить общую систему подготовки кадров», - отметил он.


Председатель совета директоров корпорации «Биоэнергия» Давид Якобашвили обратил внимание на то, что в то время, когда Россия председательствовала в «большой двадцатке», он возглавлял целевую группу по созданию рабочих мест и инвестициям в человеческий капитал. «В процессе подготовки рекомендации была проделана обширная работа со стороны крупных работодателей из 31 страны мира, а также Международной организации труда», - отметил бизнесмен. По его словам, 18% от всех рекомендаций лидерам «двадцатки» пришло со стороны комитета по занятости. Основными из них стали: благоприятные условия ведения бизнеса, обеспечение занятости молодых специалистов, преодоление демографических проблем. Рабочая группа также сосредоточена на том, чтобы увеличить гибкость и мобильность на рынке труда, убрать барьеры, мешающие предпринимателям начинать новый бизнес.


Депутат Госдумы Владимир Гутенев отметил, что драйвером развития инновационного бизнеса может выступить закон о федеральной контрактной системе, который увеличивает долю малого и среднего предпринимательства в госзакупках. По его словам, решающее значение имеет компетентность кадров, которая позволит обеспечить высокий уровень технологических процессов, а для этого необходимы сквозная селекция и подготовка кадров. «Будущее - в тесной связи бизнеса и министерства образования (в лице ведущих вузов и научных школ), которая будет обеспечивать трансфер технологий из фундаментальной науки в реальный сектор экономики», - заключил депутат.


Председатель совета директоров ООО «Объединенная вагонная компания» Николай Добринов обратил внимание на миф, что российские инженеры обладают высоким уровнем теоретической подготовки. По его мнению, он создается выпускниками 6-7 вызов, в то время как остальные представляют собой серую массу. Причина такого положения - дорогая и неэффективная система высшего образования, которая имеет мало общего с потребностями бизнеса. Если говорить о том, что делать для завершения реформы технического образования, надо жестко ограничить право называться техническим университетом, оставить около пятнадцати, сконцентрировать там финансирования и обеспечить уровень специалистов, добавил Николай Добринов. В этих ВУЗах было бы рационально обеспечить большую свободу с точку зрения образовательных программ, отвечающую широким потребностям российской экономики. Для остальных учебных заведений требования следует упростить, ведь слесарю или токарю не нужно учиться 6 лет. «Нужно активно вовлечь предприятия в формирование учебных программ, в чем может помочь «Деловая Россия», - подытожил он.


Замминистра промышленности и торговли Андрей Дутов начал свою речь с социальной проблемы - не все учебники, написанные на Западе, подходят для России с точки зрения ментальности: мобильность у нас слаба, даже в кризис попытки Минпромторга трудоустроить рабочих с одних заводов в соседние регионы, удаются плохо. Исходя из этого базового принципа и нужно строить кадровую политику и подготовку, подчеркнул замминистра. Во-вторых, поменялась структура и ментальность вузов, а промышленности необходимо готовить кадры на производстве, добавил Андрей Дутов. «Сегодня мы находимся в переходном периоде, так как есть указ президента о переходе на современную систему управления производственным циклом. Этот указ дал импульс к изменению системы ГОСТов, и мы имеем смену поколений в рабочих специальностях и инженерных специальностях», - обратил внимание замминистра. По его словам, люди сталкиваются с проблемами при переходе из одной системы в другую. Конфликт поколений налицо и он будет нарастать. Адекватное обучение способно эту проблему решить.


В то же время, замминистра образования Александр Климов отметил, что ситуация в системе образования изменилась к лучшему по сравнению с 1990-ми годами. «Именно люди обеспечивают преимущество тем или иным компаниям. Соответственно в центр образовательных программ надо ставить человека», - полагает замминистра. Он считает важным понимать две вещи: есть профподготовка, а есть собственно образование. То как человек мыслит, накапливает компетенции, коммуницирует - все это определяет уровень образования человека. Отсюда вытекают две задачи для образования: откуда человек возьмет опыт, и что должно быть сформировано на базе университетов. Существующие университетские технологии развития softskills несовершенны. Для получения опыта нужны базовые кафедры, где студент проводит большую часть времени на реальных рабочих местах в конструкторских бюро и на производственных площадках, аккумулируя опыт, который будет осмысляться в вузе.


Директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков рассказал о том, что в настоящее время профессионалы утрачивают опыт аккумулированный в школе к 20-25 годам. «Как только мы осмеливаемся поставить в какую-то точку зависимую оценку, мы ужасаемся тому, что мы в этом зеркале видим. Как только мы поставили оценку качества рабочих и инженерных процессов, мы ужаснулись. Но только если мы сильно и по-настоящему не испугались, у нас что-то получится. Пока мы не ужаснулись, и понимания масштабности предстоящих шагов у нас все еще нет», - подчеркнул спикер. Мы говорим о каких-то отдельных кусочках, но универсального рецепта не существует, так как промышленность вся разная, добавил он. Есть долго и медленно умирающие советские гиганты с огромной соцнагрузкой, сотнями тысяч сотрудников, низкой производительностью труда. Есть более современная промышленность, которая отвечает потребностям сегодняшнего дня, и они заинтересованы в других системах и отношениях. И есть отрасли следующего технологического уклада, которым совершенно не подходят те же рецепты, которые использую крупные госкомпании и даже средний бизнес. «Соответственно, когда формулируется запрос на изменения, необходимо уточнять для какой из частей промышленности вы хотите это сделать» - заключил эксперт.

Нет комментариев

Добавить комментарий